НОВОСТИ ОКТЯБРЯ
29.10.2018-13.10.2018
Конец первой четверти!!
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА!
Полный текст
📚«Кологопник» (Регина, 8 класс) –
рефлексивные заметки на полях учебного предмета Русский язык в Школе неформального образования

🔵"Закончился первый месяц моей работы учителем русского языка в школе неформального образования «Резонанс».

Месяц – достойное время для того, чтобы подвести отрефлексировать происходящее. Это можно делать по-разному, для меня ближе способ, позволяющий заметить, прокомментировать и запомнить «образовательное событие», описывателей методических приёмов и дидактических алгоритмов хватает в школах комбинатного профиля.

⚠Из всего многообразия сентябрьских поурочных происшествий я выделяю в качестве сентябрьского ситуацию, которую можно было бы назвать «Кологопник» (Регина, 8 класс, 27.09).🔆

⭕В начале урока я всегда провожу пятиминутную разминку, чтобы ученики переключились с одного учебного предмета на другой, эмоционально расшевелились, включили своё остроумие, высказались, проявили интерес друг к другу в реакциях и речи и почувствовали, что они готовы к новой и дугой учебной деятельности.

⭕В этот раз игровым было простое упражнение «Колобок». 🎈

✔На доске учитель рисует мордашку-кружок, весёлые глазёнки, задорный носик, глупо приоткрытый ротик; из головы вниз трёхпалые ножки и из той же головы в стороны трёхпалые ручки.

✔Внизу добавляется шрифтовое имя
= К О Л О Б О К. Такая несуразная зарисовочка вызывает у детей смех (замечу, кстати, что в классе – два ученика, у которых за спинами не один год художки).

⭕Задаю ученикам вопрос:❓

💻 Посмотрите внимательно на рисунок, вспомните сказку и подумайте, что в жизни колобка было самым неудобным до его встречи с Лисой?

📌Эти два момента – переключение детского внимания на РИСУНОК и на СЮЖЕТ сказки отвлекают их внимание от ЯЗЫКА и это важно, потому что я не работаю с учебным предметом напрямую, натурально, то есть с языком как с ВЕЩЬЮ.

⭕Начинается обмен мнениями, произвольный, естественный, почти хаотичный, не организуемый извне, не подавляющий реакций учеников.

Говорится о том, что самое неудобное это:
😂встреча с Медведем,
😂 неожиданный дождь,
😂 возможность заблудится в лесу,
😂яркое солнце, которое напечёт ему голову…

✔По ходу версий рисуночек дорисовывается: на Колобке появляется шляпа с мушкетёрским пером.
✔Ученики подхватывают игру и предлагают нарисовать шпагу, возникает вопрос – куда её крепить? Неужели к голове?!..

⭕ После того, как колобок окружается новыми аксессуарами и бутафорией, он изменяется до неузнаваемости!➡➡

И, мы переходим к следующему – главному этапу «разогрева».

🥁🥁 Учитель замечает, что наш колобок сильно изменился, он уже не может называться колобком, давайте его назовём иначе, но так, чтобы в имени сохранялась часть прежнего имени.

🔵Это уже исключительно ЯЗЫКОВАЯ и РЕЧЕВАЯ, то есть СЛОВЕСНО-ТВОРЧЕСКАЯ задача. Каждый из учеников предлагает новое ИМЯ и из этого списка выбирается самое неожиданное, яркое и точное. В этот раз лучшим стало имя, которое придумала

Регина = К О Л О Г О П Н И К🤗🤗🤗

🔴Дальше, уже не ученики, а учитель, может (должен) выйти за рамки учебной игры и восстановить ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РАМКИ такого события: ответить для себя на вопросы – почему именно РЕГИНА, а не кто-то другой?

📌 Первое – Регина занимается три года большим теннисом, это исключительно индивидуалистический вид спорта, там всё зависит только от тебя и прежде всего СКОРОСТЬ физических и интеллектуальных реакций на корте (замечу, что она предложила имя второй! = очень быстро, а если учитывать, что остальные в классе мальчики, то не просто быстро, а стремительно).

📌Второе – как теннисистка она имеет опыт выступления на соревнованиях, где всегда занимала исключительно вторые-третьи (?!) места, поэтому вокруг неё существует свой фанатский клуб (родители, родня, друзья, знакомые), в своей молодёжной, внешкольной тусовке она – центровая, а в тусовке ценится умение понимать друг друга с полуслова, умение хорошо пошутить, что-то сказануть эдакое, поддержать нужным словечком своего приятеля, в каждой околоспортивно-молодёжной тусе – свой язык и своя речь!

Обычно, эта речь связана с позитивными и конструктивными моментами = ценностями, эмоциями, идеями, настроениями. Теперь можно вернуться из социо-культурного и образовательного контекста в учебный, даже узко-предметный и методико-дидактический, то есть плоско понимаемый многими РЯ.
Что же сделала Регина на занятии🎈❓ Давайте перечислим:

🔴Она изобрела новое слово, которого до неё в русском языке не существовало! Такие слова грамматисты называют НЕОЛОГИЗМАМИ.

✔Теперь, когда кто-то будет разрабатывать проект Словаря сленга молодёжных субкультур, он просто должен учесть и это словечко «кологопник»! Изобретение нового слова безусловно является образовательным событием в рамках учебного предмета.

🔴 Она действовала по заданной словообразовательной модели КОЛ + о + БОК, но при этом не повторила, а внесла в исходную словообразовательную модель нюанс = второе слово = БОК (часть тела сказочного существа) была заменена словом ГОПНИК (не часть физического тела, а часть социального тела, маргинальная часть, полукриминальная, городская, дворовая, пацанская, вечно сидящая на кортах).

✔ Здесь необходимо видеть несколько семантических операций, линий работы со значениями и суммарным смыслом = настоящее словесное творчество, в котором видится игра несколько стилей! Кстати, интересным остаётся вопрос: почему Регина не сказала КОЛОГОП?)

🔴 Она сохранила ГРАФИЧЕСКИЙ образ чего-то круглого, тоже сохраняя в своём новом слове три буквы «О», который создаёт возможность катится существу (и колобку и кологопнику) хотя куда! На все четыре стороны!

🔴 Само слово кологопник сразу же создаёт в сознании яркое визуальное и сюжетное представление = картинку образа, персонажа. Более того, это словечко может использоваться и как безобидное прозвище в школьной и дворовой среде, оно приклеивается к человеку, который нелепо проявляет себя в отношениях и как колобок, и как - гопник)

✔Конечно, можно обнаружить в этом замечательном образовательном событии и ещё много чего… Но для меня важно, что это мини-открытие произошло в классе, во время занятия, на виду у всех, в честной игре – те, кто, присутствовал в ситуации, тоже были участниками событийного взаимодействия! Без них оно не состоялось бы.

➡Это слово они запомнят надолго. Кроме того, для Регины участие в языковой игре закончилось не столько победой, или достижением, а вкусом к языку-речи, обнаружением важного порога МОТИВАЦИИ, который она перешагнула!
26.10.2018
Супер классный час в Резонансе
Игра на развитие навыков общения!
12.10.2018-13.10.2018
Выезд в Новосибирск
8 и 9 классы посетили крупное предприятие химической промышленности России-завод ТВЭЛ!
О балете от Олега Владимировича
Я не мог любить и понимать балет в 15 лет. Не мог и в 19, 25. Сказать что мог в 30 лет - тоже неправда. Балет случился со мной позже, раза с шестого, когда не умом (а я все таки рационалист по большей части), а сердцем, я проникся его красотой, драматургией музыки и танца! Понятнее не стало, но стал чувствовать, начал читать и от случая к случаю интересоваться историей этого явления. Один добрый человека спросил меня недавно "А зачем на балет детей возить, что это дает? Как это влияет? Почти не раздумывая я сказал - это красиво и учит сопереживать! Мог бы подвести теоретическую базу, педагогически обосновать (на эту тему много и хорошо написано), но не стал. Но это медленно меняет человека, выдергивает его из навязчивой понятности массовой культуры, которая давит на мозги и одуряет. Дети оказываются в совершенно другом, если не мире, то измерении - они оказываются в в ситуации, где дорефлексивно все высоко и глубоко. Это может быть Шекспир и Прокофьев, (и конечно Олег Виноградов как хореограф-постановщик) как в этот раз, может быть Шарль Перро, Чайковский, Петипа в другой раз - но это "текст", который надо уметь читать и который отрезвляет, в котором "о главном". А как этому учиться, если не устраивать себе время от времени промывку мозга чистым искусством?!? Балет это синтетический вид искусства и требует предварительных усилий. Мы с детьми готовились - читали Ромео и Джульетту, разбирали вопросы на Совместном чтении, в автобусе проводили моральную подготовку - я рассказывал что нужно знать, чтобы тебе понравилось 2 часа смотреть на людей в белых лосинах...
И знаете - получилось! Прониклись Ксения и Влад, Владимир и Родион, Лиза и Регина. Теперь они открыли для себя новое пространство для освоения - элитарное - и поняли что есть такие "штуки", к которым надо серьезно готовиться. Миша сказал - это лучше чем кино...
Это не культурный "доширак", это вкусное и долгое блюдо - русский балет!
Рефлексия после планетария
Понимаем ли мы такие просторы как "26 тысяч световых лет....", такие высказывания как "Всего лишь два миллиарда лет...", "температура внутри солнца достигает 6000 градусов Цельсия"; такие события как "две галактики сталкиваются", "из точки невозврата не может вылететь даже луч света".

А способен ли наш ум (не человеческий ум в принципе, а наш личный, очень конкретный ум) вообразить себе массу, которая в 4 млн раз больше, чем у Солнца? И не только способен ли, но и интересует ли его такое?
Вряд ли.
Пробка по дороге на работу волнует нас больше, чем пробка из пыли звёзд и газа, а горизонт ближайшего месяца важнее "горизонта событий" чёрной дыры.
Рваные носки ближе к телу чем "рваные облака", а
гравитационная сингулярность меньше помогает найти ответ на вопрос "Где я?" чем Яндекс-карта. Наверное что-то нам не по размеру, хотя лично мне в этом всегда было трудно признаваться.

Размер человека - интересная величина и характеристика. В какой системе координат мы себя находим (или обнаруживаем, застаём)? Давно ли мы последний раз пристально смотрели в ночное небо и думали так "А ведь это тоже мир человека..."?

Для меня вопрос обо всём за пределами нашей планеты - некоторый вызов моей слишком телесной повседневности - звезда уже давно потухла, а свет от нее я еще вижу.., "где-то чуть дальше от земли время идет иначе, а есть ли оно вообще? Я хочу чтобы космос, Вселенная (-ые), галактики, туманности что-то могли сообщить мне о мире и обо мне. Неспроста мы видим звезды невооружённым взглядом, и что-то значит наше постоянное вращение...
Дети пока не могут даже 25-минутный фильм досмотреть об этом, и как бы мне хотелось чтобы наши они могли поставить перед собой такие вопросы. Чтобы они поняли что освоение реальности человека, это освоение реальности всего мира, отпущенного его существу.
13.10.2018
С днем рождения!
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!
ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА МАКСИМОВА!
Учителя русского языка!

ЖЕЛАЕМ:вдохновения,талантливых учеников, добрых встреч иудивительных открытий!
11.10.2018
Физкультура
Фрагмент урока физкультуры - "Пожарные"
10.10.2018
Работа с планшетами
На уроках истории очень важно иметь доступ к широкому кругу источников информации
9.10.2018
Готовимся к балету "Ромео и Джульетта"
Читаем Шекспира! Готовимся к поездке в Новосибирск
9.10.2018
Факультатив "Эстетика повседневности"
Красота от Елены Николаевны
5.10.2018
Факультатив по созданию 3D-игр
Ученики учатся программировать и создавать 3D-игры
5.10.2018
Факультатив по сборке мебели
Работаем и руками и головой. И взаимодействие, и лидерство, и самоопределение за 30 секунд!!
5.10.2018
С днем учителя!
Спасибо за поздравления!!
Екатерина Сухомлина
Дорогие учителя школы Резонанс!
С праздником Вас!
С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!
Желаем Вам вдохновения, разглядеть всех Ваших учеников, мира и радости Вашим семьям, добрых друзей и прекрасных идей!
Юлия Гуляева
Дорогие учителя!
С Праздником - от души! Спасибо вам за то, что делаете этот замечательный проект для наших детей! За то, что он - ваша давняя мечта и сейчас она совпала-соединилась с нашими родительскими чаяниями! За то, что вы все такие творческие, неравнодушные, добрые и умные! Радости вам и... трудолюбивых учеников! 🧡
Александр Печуркин
Божией помощи и вдохновения, дорогие наши бойцы великого школьного фронта! И терпеливого мужества с нашими гениями
Чиботарь Элина
Дорогие и уважаемые наши учителя! От всей души поздравляем Вас с праздником! Есть учителя по профессии, а есть как Вы, по признанию. Спасибо Вам, что Вы есть! И собрались в одном месте. Нам очень повезло!!!. Мира, добра, терпения, любви, взаимопонимания Вам и вашим близким!!! С праздником!
4.10.2018
Рефлексия
Для тех, кто интересовался чем дети занимаются на загадочной рефлексии:
1. Ставили ли вы перед собой цель перед занятием или учебным днем? Достигнута ли она? Если нет, то почему?
2. Что Вы знали о предмете обучения до того, как урок начался? (прямо по урокам)
3. Каким был процесс Вашей работы над заданиями уроков? Как вы справлялись?
4. Что было особенно важным или приятным для Вас в процессе выполнения задания или в его результате?
5. С какими проблемами Вы столкнулись при выполнении заданий или прохождения тем на уроках? Как Вы решили их?
6. Какие ресурсы (способности) Вы применяли для выполнения задания? Какие были наиболее полезны? Что Вы обязательно продолжите применять в будущем?
7. Каким образом Вы усовершенствовали Ваши знания, умения, навыки?
8. Каким образом Вам еще необходимо улучшить ваш процесс познания?
9. Что это говорит Вам о самом себе и о том, как Вы обучаетесь? Благодаря чему Вы можете научиться чему-то новому?
4.10.2018
Английский язык в 9 классе
Тренировка ответов на вопросы и конкретных фраз по английски
4.10.2018
Урок русского языка
Русская речь - умная глина, чтобы освоить её сильную и добрую энергию, хорошо бы почувствовать себя ремесленником языка. Для этого для девятиклассников школы «Резонанс» открыты двери синтаксической мастерской. Попробуй отгадай-составь за 20 минут высказывание своего одноклассника, состоящее из 21 слова, если у тебя в руках 24 карточки (3 лишних) и ты не знаешь порядок слов в предложении.
3.10.2018
Азбука истории
Устраняем пробелы за 6-7 класс. Две команды - мальчики и девочки! Мальчики победили, та как остаточных знаний оказалось больше! Счет 180/146 в пользу мальчиков!
2.10.2018
Музей славянской мифологии
6 класс посетил музей славянской мифологии. Это в тему программы по истории и эстетике, поэтому дальше на уроке истории мы будем заниматься переводом текста с языка мифа на исторический - пытаться разобраться с этим странным пантеоном. Чтобы перейти к теме "Принятие христианства на Руси".
Made on
Tilda